Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2014 » Август » 5 » Традиционный молдавский костюм. Российский Этнографический музей
|
Традиционный молдавский костюм. Российский Этнографический музей
|
Материал для изготовления одежды
В конце XIX - середине XX в. молдавское крестьянство продолжало сохранять традиционную одежду, сшитую из тканей домашнего производства. Традиционный костюм молдаван включал в себя много старинных элементов, чему в немалой степени способствовало долгое сохранение домашнего ткачества. В молдавской семье изготовляли все ткани, необходимые для шитья одежды. К традиционным материалам (конопля, шерсть, реже лен), с середины XIX века добавилась и хлопчатобумажная пряжа. Специфически молдавским был способ прядения на ходу, при котором пользовались прялкой с длинным древком, прикрепленным к поясу пряхи.
Основные комплексы женской одежды
Отличительной чертой молдавской одежды была декоративность, богатая цветовая гамма и своеобразный силуэт. Специалисты выделяют несколько специфических женских комплексов (с катринцей, с сарафаном, с юбкой). В народном костюме проявились особенности формирования молдавской культуры, тесно связанной с культурами других народов, живших на протяжении столетий в контакте с молдаванами. Декоративность, богатая цветовая гамма и своеобразный силуэт роднят здешнюю одежду с западноукраинской.
Условно выделяют несколько историко-этнографических зон со специфическими комплексами мужской и женской одежды: северный, южный и левобережный.
В северной части Молдавии народная одежда формировалась на основе костюма, характерного для жителей предгорных районов Карпат, где население занималось преимущественно скотоводством. Исторические особенности развития этого края в XVIII веке, его оторванность от других районов Молдавии способствовали консервации там древних типов молдавской одежды. Другой особенностью формирования культуры жителей северной Молдавии были многовековые связи с украинцами - жителями Галиции, Подолии и Буковины, чем объясняется присутствие элементов украинской одежды в народном костюме молдаван. Так, в орнаментации одежды, узорах растительного характера, в цветовой гамме прослеживаются некоторые общие для двух культур черты. В частности, наряду с характерным для молдавского орнамента преобладанием красного, коричневого и черного цветов появляются голубой, оранжевый и зеленый цвета.
Женский костюм на севере края, на границе с Западной Украиной, состоял из рубахи, богато украшенной вышивкой, шерстяной поясной одежды (катринцэ), узорчатого пояса (брыу) и полотенчатого головного убора (марамэ). Этот комплекс с катринцей, прямоугольным куском домотканины, имел много общего с одеждой западных украинок. Социальный статус женщины на севере обозначался по способу ношения катринцы: девушки запахивали полотнище, оборачивая фигуру слева направо, а замужние женщины - справа налево.
Особый тип женского костюма бытовал в левобережном Поднестровье, где наряду с молдаванами проживали русские и украинцы. Здесь была распространена рубаха с цельнокроеными рукавами и сборкой у ворота, украшенная вышивкой геометрического и растительного характера. Вместе с ней носили темные сарафаны и широкие матерчатые пояса. Существует предположение, что сарафаны в этих местах появились под влиянием болгар. Количество полосок из бумажного бархата на подоле сарафана было связано с возрастом и положением обладательницы костюма: девушки и невесты нашивали три полосы, замужние женщины - две. Аналогичным способом обозначался социальный статус женщины на севере - по способу ношения катринцы: девушки запахивали полотнище, оборачивая фигуру слева направо, а замужние женщины - справа налево.
Колористической сдержанностью отличалась одежда молдаванок юга, где рубаху лишь слегка декорировалась вышивкой, а шерстяная юбка или сарафан составляли комплект с передником и платком. В этом комплексе (конструкция, цветовая гамма) довольно хорошо прослеживается влияние болгарского и гагаузского костюмов.
В центральной части Молдавии, где значительно раньше началось городское влияние, женщины носили светлые рубахи, шерстяные юбки в сборку, тканые пояса и платки.
Особый тип женского костюма бытовал в Правобережье, где молдаванки носили темные сарафаны в сочетании с ярко вышитыми рубахами и широкими матерчатыми поясами.
Набор украшений к костюму
К каждому из указанных комплексов женской одежды существовал определенный набор шейных украшений. Так, на севере обязательным праздничным украшением считалось монисто из монет, бусы из бисера и кораллов, а в Левобережье - бусы из кораллов и перламутра. Повсеместно носили дешевые стеклянные или пастовые бусы, металлические кольца, серьги со стеклянными вставками.
Женская обувь
Женской обувью издавна служили опинчи - обувь из сыромятной кожи, стянутая по верхнему краю на кожаный шнурок. Летом крестьянки ходили босиком, а в холодное время зажиточные люди носили сапоги и кожаные ботинки. Для пожилых людей шили из валяной шерсти или вязали тапочки ("топочь", "чупичь", "тырылиць"). С середины XIX в. в село проникает фабричная обувь, особое распространение получают женские ботинки на каблуке с высокими голенищами ("пасапожь").
Мужской костюм
Мужские костюмы молдаван менее разнообразны. Светлая цветовая гамма характерна для одежды северных и левобережных районов, где носили рубаху из домотканины и узкие брюки белого цвета, узорчатый шерстяной пояс, соломенную шляпу или шапку из овечьего меха. Традиционной обувью крестьянства были кожаные лапти, а с распространением товаров кустарной и фабричной продукции - сапоги и ботинки. Элементами пастушеской одежды являлись накидка из овчины и широкий кожаный пояс. На юге Молдавии в мужской костюм входили рубаха, которую заправляли в суконные или хлопчатобумажные темные брюки, и шляпа.
Верхняя мужская и женская одежда
Важной принадлежностью как мужского, так и женского костюма была меховая безрукавка ("кептарь", "бондицэ") из овчины, сшитая мехом внутрь. Спереди и сзади безрукавки украшали вышивкой шерстяными нитками и бисером на севере Молдавии, цветными нитками и кожей - в центре, кожаной аппликацией - на юге.
Практически обязательным было ношение шерстяных поясов - традиционного элемента мужского и женского костюма молдаван. Однотонные (красные, зеленые, белые) или многоцветные пояса с геометризованным узором, выполнявшиеся на горизонтальном ткацком станке, служили своеобразным цветовым акцентом в стройной системе традиционного костюма.
Верхняя мужская и женская одежда была однотипна: распашные шерстяные домотканые кафтаны (сукманы) и меховые кожухи, позднее - пальто из сукна домашнего производства. Сукманы и кожухи были как мужской, так и женской верхней одеждой. Верхнюю одежду шили из овчины, домотканой шерстяной ткани, сукна.
Социальная дифференциация в костюме
С конца XIX в. в одежде молдаван усилились признаки социальной дифференциации: костюм зажиточных крестьян отличался добротностью тканей домашнего или фабричного производства, большим числом украшений. До середины XX в. традиционные формы сохранялись, прежде всего, в одежде беднейших слоев населения, в то время как в костюм состоятельного крестьянства широко внедрялись элементы городского покроя. Однако, вплоть до конца ХХ в. во многих уголках Молдавии сохранялись традиционные костюмы, связанные как с семейной (рождение, свадьба, похороны), так и с календарной обрядностью молдаван.
Костюм городского населения
Костюм городского населения Молдавии XIX-ХХ вв. отражал, с одной стороны, вкусы высших городских слоев, а с другой - национально специфические особенности, сложившиеся на данной территории в течение столетий. Возникающее новое буржуазное общество, в том числе выходцы из мещан, мелкого купечества и крестьянства, в своем костюме ориентировались на дворянство, интеллигенцию, одежда которых соответствовала западноевропейской моде с характерным для того времени романтическим уклоном. Представители средних и беднейших слоев молдавских горожан (ремесленники, мелкие торговцы, мещане, рабочие мануфактур и т. д.), являвшиеся выходцами из сельской местности, продолжали и в городе носить традиционный костюм. Несомненным было и влияние различных этнических групп (русских, украинцев, армян, греков, евреев, цыган, болгар, гагаузов и других) на формирование одежды разных слоев молдавского города.
Конец XIX века характеризуется зарождением индустриального производства многих частей одежды, активным появлением и сменой моды. В развитии городского костюма наблюдается процесс демократизации и стандартизации, связанный с переходом на промышленное изготовление одежды, обуви, украшений и т. д. Хранители национальных традиций - городские низы и крестьянство - начинают и сами испытывать влияние общей моды. Первоначально это выражалось в использовании фабричных тканей, типах отделки, головных уборах и обуви, а впоследствии - и в смене самих форм одежды.
материал подготовлен Калашникова Н.М.
Источник: www.ethnomuseum.ru
|
|
|
Просмотров: 1417 |
Добавил: frobvink
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|